Возрождение Олимпийских игр

В средние века христианская церковь противопоставила античному идеалу физически совершенного героя-аскета, истязающего свою плоть и творящего молитвы во имя будущей благодати. Однако несмотря на запреты и гонения, состязания все-таки проводились. Рыцарские поединки, сельские игры в праздничные дни, соревнования в ловкости среди ремесленников хоть и не носили систематический характер, но проходили повсеместно. Видно, такова сущность человека – стремиться к демонстрации своих физических и волевых качеств, наслаждаться радостью борьбы и мигом победы.

В эпоху Возрождения тело человека и методы развития физических качеств вновь стали предметом научного изучения. Бурное развитие науки и искусства возрождало идеалы античности, стремление к единству духовного и физического совершенствования. Эти идеи легли в основу деятельности гуманистов, которые сумели преодолеть религиозные догмы и схоластические взгляды на воспитание.

Однако прошли еще долгие годы, пока физическое воспитание приобрело массовый характер. В начале XIX века в Германии, Франции, Швеции возникли гимнастические системы, сыгравшие важную роль в развитии физической культуры.

В это же время в Англии получили распространение соревновательные формы физического воспитания, в которых первостепенное значение приобретал конечный результат, а не правильность и точность выполнения упражнений. Это вносило в занятия игровой элемент, свободу личного творчества, азарт борьбы. Для обозначения соревновательных форм физического воспитания был введен термин «спорт» от англ. Disport – развлечение, отдых от труда.

Спортивные соревнования стали особенно популярными в английских учебных заведениях. Ректор колледжа в Регби Томас Арнольд впервые ввел занятия крикетом и футболом в учебную программу, определив свой основной педагогический принцип: посредством физических движений и эмоций, связанных с состязательно-игровой деятельностью, можно формировать у молодежи дисциплинированность, организованность и положительные черты личности. Так, Томас Арнольд впервые придал спортивно-соревновательной деятельности педагогическую направленность. Опыт по использованию спорта в воспитании молодежи колледжа Регби оказался настолько успешным, что стал образцом для других учебных заведений Англии, а увлечение спортом стало национальной чертой англичан.

Английским опытом заинтересовались и за рубежом. Для изучения постановки воспитания в учебных заведениях отправился в Англию и молодой французский педагог Пьер де Кубертен.

Широкое использование игр и соревнований в воспитательных целях произвело на него глубокое впечатление. Последующие поездки в Соединенные Штаты Америки, Швецию, Германию определили его педагогические воззрения. Но ключевое значение приобрело путешествие Кубертена в Грецию, где он посетил недавно открытую Олимпию. От этого проекта до менее блестящего, но более практичного и плодотворного о возрождении Олимпийских игр, было уже недалеко; пробил час спортивного интернационализма, призванного сыграть свою роль во всем мире», – так описал свои размышления Пьер де Кубертен.

Следует отметить, что идеи проведения комплексных соревнований, которые бы решали не только спортивные, но и культурные, общественно-политические задачи, обладали огромной притягательной силой. Поэтому попытки возродить Олимпийские игры предпринимались неоднократно. В Англии с 1604 года в Бартоне-на-Хэсе с различными перерывами проходили состязания, получившие название Олимпийских. В Швеции в 1834 году была создана целая олимпийская ассоциация, которая проводила соревнования. В Греции после освобождения от Турции для укрепления национального духа греков были организованы «Олимпии», которые проводились регулярно в период 1859—1888 годов. Идея возрождения Олимпийских игр в Греции принадлежала поэту Панайотису Суцосу, воплотил её в жизнь общественный деятель Евангелис Заппас.

Панайотис Суцос, известнейший греческий поэт, один из основоположников новогреческого романтизма, основав в 1832 г. газету «Солнце», публиковал в этой газете стихи, ставящие проблему преемственности новой Греции по отношению к античной традиции. Во многих стихотворениях Суцоса возникала тема Олимпийских игр как символа могущества древнегреческой культуры. В одном из них, написанном и опубликованном в 1833 г., явившаяся поэту тень Платона прямо вопрошала: «Где ваши Олимпийские игры?». В 1835 г. Суцос направил королю Греции Оттону меморандум о необходимости возрождения Олимпийских игр, но, несмотря на положительный ответ, ничего не было сделано. Несмотря на отсутствие поддержки, Суцос пропагандировал идею новых Олимпийских игр на протяжении долгих лет, и в середине 1850-х гг. нашёл единомышленника в лице Евангелиса Заппаса. Общественный деятель, ветеран освободительной войны греков против турецкого владычества Евангелис Заппас воплотил идею Суцоса в жизнь. Он за свой собственный счет восстановил древний стадион в Афинах. И 15 ноября 1859 году организовал на нем проведение первых новогреческих Олимпийских игр. В начале эта инициатива не получила широкой поддержки. Но уже после его смерти в 1870 году, игры всегреческого масштаба были проведены с большим успехом. Спортивные мероприятия получили название «Олимпии» и проводились вплоть до 1888 г. Благодаря Евангелису Заппасу был откопан и восстановлен древний стадион Панатенион, для Олимпии был специально спроектирован и построен комплекс Запненион, которые активно использовались во всех последующих олимпийских мерприятиях.

Первые греческие Олимпийские игры привлекли внимание английского энтузиаста доктора Уильяма Пеннай Брукеса, который организовал национальные олимпийские игры   в 1866 в Лондоне.

Одновременно с развитием физической культуры развивалась и культура археологии. Более тысячи лет развалины Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена. А еще раньше, в 1707 году, монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге "Палеография Греции" ратовал за раскопки олимпийского городка. По иронии судьбы человек церкви стал новым открывателем Олимпии - места, пятнадцать веков назад осужденного церковью.

Немецкий ученый Иоганн Винкельман  предлагал еще в XVIII веке начать раскопки в Олимпии, в том месте, где проводились греческие игры. В 1766 г., в результате археологических раскопок в Олимпии, были обнаружены спортивные и храмовые сооружения. Винкельман издал главный свой труд - «История античного искусства» —   вскоре за тем дополненного «Заметками об истории искусства». В 1793 году с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс Мутс. Но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея Олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием "Олимпия", прочитанной 10 января 1852 года другим немецким гимнастом – Эрнстом Курциусом в Берлине. Кайзер Германии Фридрих-Вильгельм IV, слушавший эту лекцию, заявил: - Этот человек так убедительно говорил, что мне захотелось встать посреди улицы с кружкой для добровольных пожертвований в руках! Шутливое замечание оказалось пророческим, ибо впоследствии правители государств отказались финансировать Игры. Самое большее, что они делали,- это помогали в сборе пожертвований на Олимпиаду.

В 1875 г. археологические исследования и раскопки в Олимпии продолжились под  руководством Эрнста Куртиса. Из наиболее известных экспедиций известны раскопки Г. Шлимана и В. Дёрпфельда в Трое, Микенах и Тиринфе (1871-1894 гг.) и А. Эванса на Крите (с 1900 г.).

В то время в Европе были в моде романтическо-идеалистические настроения античности. Желание возродить олимпийское мышление и культуру распространилось довольно быстро по всей Европе. Одновременно бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

Определяя тенденции развития спорта, Пьер де Кубертен подчеркивал его противоречивость. Он отмечал: «…Появляются виды спорта с новыми характеристиками, они интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени. Но сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и ответственным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями современных государств». Исходя из этого, Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармонического воспитания молодежи.

Он разработал организационные основы и идейное содержание олимпийского движения современности, объединив их понятием «олимпизм». Эти идеи оказались близкими и понятными во многих странах мира. «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали бы запросам современного общества, – писал Кубертен, – сделает возможным встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».

Согласно Олимпийской хартии, игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам».

В то же время сам Кубертен не отрицал, что стремится возродить Олимпийские игры не только с общечеловеческой целью преодолеть национальный эгоизм и сделать вклад в борьбу за мир и международное взаимопонимание, но и по сугубо национальным политическим мотивам. Он ставил вопрос так: «Германия раскопала то, что осталось от древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить былое величие?». По мнению де Кубертена, именно слабое физическое состояние французских солдат стало одной из причин поражения французов во франко-прусской войне (1870—1871 гг.) — и Олимпийские игры были призваны, по его замыслу, изменить положение с помощью улучшения физической культуры французов.

В 1889 году французское правительство поручает Кубертену изучить зарубежный опыт физического воспитания молодежи. Он горячо принимается за дело. Рассылает во все страны вопросники, в которых интересуется методикой преподавания спорта в университетах, колледжах и лицеях, затевает обширную переписку со своими зарубежными коллегами. Человек необычайно деятельный, обладавший незаурядными организаторскими способностями, Кубертен предпринимает поездку по Европе, где сразу же находит горячих приверженцев олимпийской идеи.

Впервые с этой инициативой Кубертен выступил в 1892 году в Сорбонне (Парижский университет), на торжественном заседании, посвященном 5-летию Союза Французских атлетических обществ. Там он прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: - Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!

И перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, умного и красивого человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать. История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали -термину "гармоничный человек". Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ считался очень неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. - И мы наследники этой цивилизации! - воскликнул Пьер де Кубертен.

Заручившись поддержкой во Франции, он стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах. В результате деятельности Пьера де Кубертена, международный конгресс, состоявшийся в Париже 16-23 июня 1894 года собрал 78 делегатов из 12 стран. Многие спортивные организации сообщили о своей поддержке конгресса. В официальных приглашениях, разосланных перед открытием, этот форум был назван «Конгрессом по возрождению Олимпийских игр». Конгресс единогласно принял предложение об образовании Международного олимпийского комитета для подготовки соревнований. Это высший руководящий орган олимпийского движения, в состав которого вошли четырнадцать представителей от двенадцати стран, в том числе от России - генерал А. Д. Бутовский. Первым президентом Комитета стал грек Деметриус Викелас (1835—1908), который был президентом до окончания I Олимпийских Игр 1896 года. Генеральным секретарем стал барон Пьер де Кубертен. В последний день конгресса (23 июня), в Большом зале Сорбонны, было утверждено, что первые Олимпийские Игры современности должны состояться в 1896 году в Афинах, в стране-родоначальнице Игр — Греции. Через два года подготовительная работа была завершена, и 6 апреля 1896 года в Афинах на восстановленном античном стадионе, украшенном государственными флагами, в присутствии 80 тысяч зрителей король Георгий объявил Олимпийские игры современности открытыми.

Первые Игры современности прошли действительно с большим успехом. Несмотря на то, что участие в Играх приняло менее 250 атлетов, Игры стали крупнейшим спортивным событием, прошедшим когда-либо со времен Древней Греции. Греческие официальные лица были так довольны, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады на их родине, в Греции. Но МОК ввёл ротацию между разными государствами, чтобы каждые 4 года Игры меняли место проведения.

Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК).

Согласно Олимпийской хартии принципы олимпизма  таковы:

1. Олимпизм представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, Олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Целью Олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства

3. Деятельность Олимпийского движения носит согласованный, организованный, постоянный и универсальный характер и осуществляется под верховной властью МОК, всех организаций и лиц, вдохновленных ценностями Олимпизма. Эта деятельность распространяется на пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике ─ Олимпийских играх. Олимпийское движение символизируется пятью переплетенными кольцами.

4. Право заниматься спортом является правом человека. Каждый человек должен иметь право заниматься спортом без какой-либо дискриминации и в Олимпийском духе, что требует взаимопонимания, духа дружбы, солидарности и честной игры. Организация и руководство спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

5. Несовместимой с принадлежностью к Олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам.

6. Критерием принадлежности к Олимпийскому движению является согласие следовать положениям Олимпийкой Хартии и признание Международным олимпийским комитетом.

 

Так от античности до наших дней сложилась традиция, по которой Олимпиаду принято считать самым мирным и дружественным собранием всех народов мира. Вот что, например, написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар: «Мать всех соревнований... и госпожа справедливости».

Барон же Пьер де Кубертен говорил так: «Спорт может вызвать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями демократических государств, как республиканских, так и монархических».

После первого успеха, олимпийское движение испытало первый в своей истории кризис. Игры 1900 в Париже (Франция) и Игры 1904 в Сент-Луисе (штат Миссури, США) были совмещены со Всемирными ярмарками. Спортивные соревнования тянулись месяцами и почти не пользовались интересом у зрителей. В Играх в Сент-Луисе участвовали почти только американские спортсмены, так как из Европы добраться через океан в те годы было очень сложно по техническим причинам.

На Олимпийских играх 1906 в Афинах (Греция) вновь вышли на первое место спортивные соревнования и результаты. Хотя МОК первоначально признавал и поддерживал проведение этих «промежуточных Игр» (всего через два года после предыдущих), сейчас он эти Игры не признаёт олимпийскими. Некоторые спортивные историки считают эти Игры 1906 спасением олимпийской идеи, так как они помешали играм стать «бессмысленными и ненужными».

Игры проводятся в первый год олимпиады (4-летнего периода между играми). Счёт олимпиадам ведётся с 1896, когда состоялись первые Олимпийские игры (I Олимпиада — 1896-99). Олимпиада получает свой номер и в тех случаях, когда игры не проводятся (например, VI — в 1916-19, XII-1940-43, XIII — 1944-47). Символ Олимпийских игр — пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти континентов в олимпийском движении, т. н. олимпийские кольца. Цвет колец в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии. Девиз — Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее). Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх.

Помимо олимпийских видов спорта, организационный комитет имеет право по своему выбору включить в программу показательные соревнования по 1-2 видам спорта, не признанным МОК. В том же году, что и Олимпиада, с 1924 проводятся зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию. Место проведения Олимпиады выбирает МОК, право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность не больше 15 дней (зимних игр — не больше 10).

Началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов рядом с политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования – рядом с важнейшими международными событиями.

 

Из истории I Олимпийских игр современности (1896 год)

На I Олимпиаде победителем в марафоне стал Спиридон Луис ─ греческий крестьянин в народной юбке,  вбежавший на 60-тысячный стадион без малейших признаков усталости.  Его победа в марафоне была величественной в своем великолепии и простоте.

Француз Леон Фламан  лидировал в 100-километровой гонке на треке. Заметив, что у соперника сломался велосипед, Фламан остановился и возобновил гонку лишь после того, как  тому заменили «машину».  Француз одержал двойную победу. Это было в духе древних традиций и в духе Кубертена, который часто повторял: «Нужно радоваться успехам не только своих земляков, но и всех приехавших на Игры. Слова «чужеземец» не должно быть в спортивном лексиконе. Победы атлетов из других стран должны не омрачать, а вдохновлять на упорные тренировки».